Evolution of the Women’s Movement in the Komi Republic in the last 100 years
Evolution of the Women’s Movement in the Komi Republic in the last 100 years
Annotation
PII
S111111110000011-5-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Lubov Grigoray 
Edition
Abstract
In the early XX century the position of woman in society is changing. In the Russian Empire the women only run a household, but they got political rights and develop into the self-governing citizen after coming to power of the Bolsheviks. It’s analyzed of the evolution of the women's movement in the Komi Republic since early 20th century to the present days.
Keywords
women's movement, evolution, the Komi Republic, society, women condition
Received
24.03.2017
Date of publication
21.04.2017
Number of characters
7737
Number of purchasers
8
Views
1061
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf

To download PDF you should sign in

Publication content
1

В конце XIX — начале XX вв. вопрос о том, чтобы женщина имела равные права с мужчиной в обществе, да и тем более на такой отдаленной от центра территории как Коми край, даже не поднимался, хотя перепись 1897 г. зафиксировала численное преобладание женщин в составе населения края — 53, 5 % [1].

1. Бондаренко О. Е. Население Коми края в конце XIX века (по материалам переписи 1897 г.) // Коми крестьянство в эпоху феодализма и капитализма: сб. науч. ст. Сыктывкар, 1989. С. 161—162.
2

Среди многочисленных причин зарождения женского движения в России, можно выделить основные:

  1. В традиционно патриархальном обществе правовой статус женщины в России с церковного одобрения строился на изначальном неравенстве мужчины и женщины. Замужняя женщина находилась в полной зависимости от супруга, который мог распоряжаться ею как он считал нужным [2].
  2. Распространение революционных идей, обусловило рост самосознания женского населения края, которое начинает выступать с требованиями политических прав и участия в политическом будущем страны. Женщины стремятся получить образование и вырваться из оков семьи.
  3. Нельзя не отметить, что складыванию женского движения поспособствовала внешнеполитическая ситуация в стране, а именно русско–японская и первая мировая войны, когда женщины вынуждены были брать на себя функции главы семьи, содержать домочадцев. К ним пришло осознание возможности выполнять ту роль, которая раньше считалась исключительно мужской. Наиболее заметно проявили свои женщины в Яренске, и, особенно в Усть–Сысольске [3].
2. Савельев А. А. Юридические отношения между супругами по законам и обычаям великорусского народа. Нижний Новгород, 1881. С. 206.

3. Хорунжая Т. М. Женское движение в Республике Коми // Первые Сыктывкарские женские чтения «Женщина. Социальное развитие. Новые идеи»: сб. науч. ст. Сыктывкар, 2016. С. 7.
3

Именно тогда же, в начале века зародилось феминистское движение в России, которое презентовало иное мировоззрение, в котором отчетливо виделась проблема гендерного неравенства [4]. При помощи феминистской прессы, женские голоса стали услышаны.

4. Хорунжая Т. М. Зарождение основ женского движения в Коми АССР в первой половине XX века. Сыктывкар, 2007. С. 98.
4

В результате, в 1908 г. созывается Первый Всероссийский женский съезд, объединивший более 1 000 делегаток от различных регионов, организаций, объединений и групп, а уже с началом Первой мировой войны в Коми крае представительницы интеллигенции начали создавать первые организации, стремясь перейти к практическим шагам в соей работе — участию наравне с мужчинами в органах местного самоуправления. С установлением Советской власти и в связи с принятием законодательных актов, направленных на раскрепощение женщин, коммунисты начали работу по вовлечению женщин в общественную жизнь.

5

На территории страны и в том числе Коми крае создавались делегатские собрания как проект подготовки советских женщин к управленческой деятельности. Их основными задачами являлось вовлечение женщин в общественную жизнь, ликвидация безграмотности женщин.

6

Во второй половине 1930-х гг. активистки были избраны в Верховные Советы СССР и РСФСР, также в Верховный Совет Коми АССР. В местных советах около трети всех депутатов были женщины. Женщины, трудящиеся на производстве, особенно молодые, активно откликались на призывы участвовать в разных формах социалистического соревнования и овладения новыми профессиями.

7

Коми крестьянки активно включались в общественное производство. Они работали на лесозаготовках, в некоторых отраслях промышленности — пищевой, текстильной, деревообрабатывающей и т. д. В годы Великой Отечественной войны женщины пришли на производство в «мужские» профессии. Благодаря приобретенным навыкам работы до войны и вследствие вынужденной замены мужчин на производстве, женщина становится значимой фигурой в обществе. В результате дефицита кадров их стали выдвигать на руководящие должности. В результате в 1930-х — 1940–х гг. сложилась ситуация «двойной нагрузки»: на женщину ложились обязанности по выполнению не только производственной и общественной задачи, но и обязанности матери, хозяйки дома. В результате сложившейся ситуации, женщины все более определяли лицо своей эпохи.

8

Но после окончания Великой Отечественной войны женщины были вытеснены с лидерских позиций в связи с возвращением демобилизованных мужчин и занятием ими прежних должностей.

9

В послевоенный период вследствие «второстепенности» женской проблемы в стране, женское движение на время ослабило свои позиции. Лишь в 1957 г. был создан первый женсовет в Сыктывкаре, который возглавила И. К. Устинова.

10

С середины 1960-х гг. направление работы Сыктывкарского женсовета изменилось в сторону усиления внимания к собственно женским проблемам: женщине, заботы о детях, помощи тем, кто в ней нуждается. Постепенно женское движение выходит из-под партийного руководства и приобретает черты самостоятельности.

11

Период кардинальных изменений в стране (1987—1994 гг. — запрет деятельности КПСС, распад СССР, изменение государственной системы) поставил женское движение в сложное положение. Существуя ранее под контролем и руководством КПСС, оно во всей полноте ощутило угрозу собственной ликвидации. В начале 1990-х гг. некоторые руководители женского движения в муниципалитетах сумели сохранить свой состав, но далеко не везде.

12

С 1991 г. женское движение «воскресает». На IX съезде республиканская организация получает название Союз женщин Республики Коми. Теперь уже поднимается вопрос о повышении статуса политически активных женщин, их участия в органах власти и управления. К тому же, женское движение заявило о себе уже не как о правительственной организации, а как общественной.

13

На сегодняшний день в нашем городе существует организация «Женщины города Сыктывкара», которая в 1996 г. приняла собственный устав, а в 2006 г. подписала соглашение с администрацией г. Сыктывкара и разработала ряд проектов своей деятельности [5].

5. Юкина И. И. Какие проблемы смогли решить российские равноправки? Что реально дало феминистское движение женщинам России? // Женское движение в контексте российской истории: сб. науч. ст. М., 1999. С. 16.
14

Организация участвует в формировании политики городских властей, участвуя в избирательных кампаниях и продвигая своих кандидатов в органы власти всех уровней. Много внимания городские женские организации вместе с отделами по социальной работе уделяют семье и детям, проводя такие проекты как: «Семья года», «Семейный портрет», «Аллея молодой семьи», «Домашний детский сад, «Парад близнецов» и др. Большое внимание уделяется неблагополучным семьям и сиротам. Организуются множественные проекты с целью улучшения их положения — «Ответственное родительство», «Мы сохраним здоровую семью», «Семейный доктор» и др. «Женщины города Сыктывкара» регулярно проводят благотворительные акции с целью создания игровых площадок в библиотеках и Домах культуры города, а так же обеспечения малоимущих семей игрушками и одеждой. Союз женщин занимается оздоровлением населения, проводя разные конкурсы и оздоровительные мероприятия. Многочленные и разноформатные мероприятия посвящаются поддержке женщины. Это — «Золотые руки» и «Золотое сердце», выставки — презентации «Женщины, меняющие город». Проводятся также не менее значимые мероприятия – конкурсы, вставки как «День отца», «Город увлеченных мужчин», «Суперпапа», которые усиливают значимость мужчины в семье. Женские организации совместно с городскими социальными службами участвуют в работе служб по оказанию помощи населению, попавшему в сложное положение, обслуживают на дому пенсионеров и инвалидов.

15

Подводя итог, хочется отметить, что история женского движения в Республике Коми была не всегда однородна: были и взлеты и падения. Но на всех этапах основной задачей женского движения было вовлечение женщины в общественно — политическую жизнь. Претерпевая трудности, оно возрождалось и приобретало новые формы. Наиболее эффективными во все времена были те формы работы, которые имели социальную направленность: оказывали социальную защиту и поддержку женщин и детей. На сегодняшний день женское движение не потеряло своей значимости и необходимости. Оно активно оказывает помощь и поддержку малоимущим семьям, сиротам, скрепляет семьи, и что немаловажно, заботится о женщинах, предлагая различные законопроекты в городскую администрацию.

References



Дополнительные источники и материалы

  1. Bondarenko O. E. Naselenie Komi kraya v kontse XIX veka (po materialam perepisi 1897 g.) // Komi krest'yanstvo v ehpokhu feodalizma i kapitalizma: sb. nauch. st. Syktyvkar, 1989. S. 161—162.
  2. Savel'ev A. A. Yuridicheskie otnosheniya mezhdu suprugami po zakonam i obychayam velikorusskogo naroda. Nizhnij Novgorod, 1881.
  3. Khorunzhaya T. M. Zhenskoe dvizhenie v Respublike Komi // Pervye Syktyvkarskie zhenskie chteniya «Zhenschina. Sotsial'noe razvitie. Novye idei»: sb. nauch. st. Sykktyvkar, 2016.
  4. Khorunzhaya T. M. Zarozhdenie osnov zhenskogo dvizheniya v Komi ASSR v pervoj polovine XX v. Syktyvkar, 2007.
  5. Yukina I. I. Kakie problemy smogli reshit' rossijskie ravnopravki? Chto real'no dalo feministskoe dvizhenie zhenschinam Rossii? // Zhenskoe dvizhenie v kontekste rossijskoj istorii: sb. nauch. st. M., 1999.