Эволюция женского движения в Республике Коми за последние 100 лет

 
Код статьиS111111110000011-5-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
ВыпускВыпуск 1
АннотацияВ начале XX в. меняется положение женщины в обществе. Если в Российской Империи женщина занималась исключительно бытом, то после прихода к власти большевиков она получает политические права и включается в управление государством. В работе проанализирована эволюция женского движения с начала XX в. по сегодняшний день на примере Республики Коми.
Ключевые словаженское движение, эволюция, Республика Коми, общество, положение женщины
КлассификаторИстория
Получено24.03.2017
Дата публикации21.04.2017
Кол-во символов7737
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

В конце XIX — начале XX вв. вопрос о том, чтобы женщина имела равные права с мужчиной в обществе, да и тем более на такой отдаленной от центра территории как Коми край, даже не поднимался, хотя перепись 1897 г. зафиксировала численное преобладание женщин в составе населения края — 53, 5 % [1].

1. Бондаренко О. Е. Население Коми края в конце XIX века (по материалам переписи 1897 г.) // Коми крестьянство в эпоху феодализма и капитализма: сб. науч. ст. Сыктывкар, 1989. С. 161—162.
2

Среди многочисленных причин зарождения женского движения в России, можно выделить основные:

  1. В традиционно патриархальном обществе правовой статус женщины в России с церковного одобрения строился на изначальном неравенстве мужчины и женщины. Замужняя женщина находилась в полной зависимости от супруга, который мог распоряжаться ею как он считал нужным [2].
  2. Распространение революционных идей, обусловило рост самосознания женского населения края, которое начинает выступать с требованиями политических прав и участия в политическом будущем страны. Женщины стремятся получить образование и вырваться из оков семьи.
  3. Нельзя не отметить, что складыванию женского движения поспособствовала внешнеполитическая ситуация в стране, а именно русско–японская и первая мировая войны, когда женщины вынуждены были брать на себя функции главы семьи, содержать домочадцев. К ним пришло осознание возможности выполнять ту роль, которая раньше считалась исключительно мужской. Наиболее заметно проявили свои женщины в Яренске, и, особенно в Усть–Сысольске [3].
2. Савельев А. А. Юридические отношения между супругами по законам и обычаям великорусского народа. Нижний Новгород, 1881. С. 206.

3. Хорунжая Т. М. Женское движение в Республике Коми // Первые Сыктывкарские женские чтения «Женщина. Социальное развитие. Новые идеи»: сб. науч. ст. Сыктывкар, 2016. С. 7.
3

Именно тогда же, в начале века зародилось феминистское движение в России, которое презентовало иное мировоззрение, в котором отчетливо виделась проблема гендерного неравенства [4]. При помощи феминистской прессы, женские голоса стали услышаны.

4. Хорунжая Т. М. Зарождение основ женского движения в Коми АССР в первой половине XX века. Сыктывкар, 2007. С. 98.
4

В результате, в 1908 г. созывается Первый Всероссийский женский съезд, объединивший более 1 000 делегаток от различных регионов, организаций, объединений и групп, а уже с началом Первой мировой войны в Коми крае представительницы интеллигенции начали создавать первые организации, стремясь перейти к практическим шагам в соей работе — участию наравне с мужчинами в органах местного самоуправления. С установлением Советской власти и в связи с принятием законодательных актов, направленных на раскрепощение женщин, коммунисты начали работу по вовлечению женщин в общественную жизнь.

5

На территории страны и в том числе Коми крае создавались делегатские собрания как проект подготовки советских женщин к управленческой деятельности. Их основными задачами являлось вовлечение женщин в общественную жизнь, ликвидация безграмотности женщин.

6

Во второй половине 1930-х гг. активистки были избраны в Верховные Советы СССР и РСФСР, также в Верховный Совет Коми АССР. В местных советах около трети всех депутатов были женщины. Женщины, трудящиеся на производстве, особенно молодые, активно откликались на призывы участвовать в разных формах социалистического соревнования и овладения новыми профессиями.

7

Коми крестьянки активно включались в общественное производство. Они работали на лесозаготовках, в некоторых отраслях промышленности — пищевой, текстильной, деревообрабатывающей и т. д. В годы Великой Отечественной войны женщины пришли на производство в «мужские» профессии. Благодаря приобретенным навыкам работы до войны и вследствие вынужденной замены мужчин на производстве, женщина становится значимой фигурой в обществе. В результате дефицита кадров их стали выдвигать на руководящие должности. В результате в 1930-х — 1940–х гг. сложилась ситуация «двойной нагрузки»: на женщину ложились обязанности по выполнению не только производственной и общественной задачи, но и обязанности матери, хозяйки дома. В результате сложившейся ситуации, женщины все более определяли лицо своей эпохи.

8

Но после окончания Великой Отечественной войны женщины были вытеснены с лидерских позиций в связи с возвращением демобилизованных мужчин и занятием ими прежних должностей.

9

В послевоенный период вследствие «второстепенности» женской проблемы в стране, женское движение на время ослабило свои позиции. Лишь в 1957 г. был создан первый женсовет в Сыктывкаре, который возглавила И. К. Устинова.

10

С середины 1960-х гг. направление работы Сыктывкарского женсовета изменилось в сторону усиления внимания к собственно женским проблемам: женщине, заботы о детях, помощи тем, кто в ней нуждается. Постепенно женское движение выходит из-под партийного руководства и приобретает черты самостоятельности.

11

Период кардинальных изменений в стране (1987—1994 гг. — запрет деятельности КПСС, распад СССР, изменение государственной системы) поставил женское движение в сложное положение. Существуя ранее под контролем и руководством КПСС, оно во всей полноте ощутило угрозу собственной ликвидации. В начале 1990-х гг. некоторые руководители женского движения в муниципалитетах сумели сохранить свой состав, но далеко не везде.

12

С 1991 г. женское движение «воскресает». На IX съезде республиканская организация получает название Союз женщин Республики Коми. Теперь уже поднимается вопрос о повышении статуса политически активных женщин, их участия в органах власти и управления. К тому же, женское движение заявило о себе уже не как о правительственной организации, а как общественной.

13

На сегодняшний день в нашем городе существует организация «Женщины города Сыктывкара», которая в 1996 г. приняла собственный устав, а в 2006 г. подписала соглашение с администрацией г. Сыктывкара и разработала ряд проектов своей деятельности [5].

5. Юкина И. И. Какие проблемы смогли решить российские равноправки? Что реально дало феминистское движение женщинам России? // Женское движение в контексте российской истории: сб. науч. ст. М., 1999. С. 16.
14

Организация участвует в формировании политики городских властей, участвуя в избирательных кампаниях и продвигая своих кандидатов в органы власти всех уровней. Много внимания городские женские организации вместе с отделами по социальной работе уделяют семье и детям, проводя такие проекты как: «Семья года», «Семейный портрет», «Аллея молодой семьи», «Домашний детский сад, «Парад близнецов» и др. Большое внимание уделяется неблагополучным семьям и сиротам. Организуются множественные проекты с целью улучшения их положения — «Ответственное родительство», «Мы сохраним здоровую семью», «Семейный доктор» и др. «Женщины города Сыктывкара» регулярно проводят благотворительные акции с целью создания игровых площадок в библиотеках и Домах культуры города, а так же обеспечения малоимущих семей игрушками и одеждой. Союз женщин занимается оздоровлением населения, проводя разные конкурсы и оздоровительные мероприятия. Многочленные и разноформатные мероприятия посвящаются поддержке женщины. Это — «Золотые руки» и «Золотое сердце», выставки — презентации «Женщины, меняющие город». Проводятся также не менее значимые мероприятия – конкурсы, вставки как «День отца», «Город увлеченных мужчин», «Суперпапа», которые усиливают значимость мужчины в семье. Женские организации совместно с городскими социальными службами участвуют в работе служб по оказанию помощи населению, попавшему в сложное положение, обслуживают на дому пенсионеров и инвалидов.

15

Подводя итог, хочется отметить, что история женского движения в Республике Коми была не всегда однородна: были и взлеты и падения. Но на всех этапах основной задачей женского движения было вовлечение женщины в общественно — политическую жизнь. Претерпевая трудности, оно возрождалось и приобретало новые формы. Наиболее эффективными во все времена были те формы работы, которые имели социальную направленность: оказывали социальную защиту и поддержку женщин и детей. На сегодняшний день женское движение не потеряло своей значимости и необходимости. Оно активно оказывает помощь и поддержку малоимущим семьям, сиротам, скрепляет семьи, и что немаловажно, заботится о женщинах, предлагая различные законопроекты в городскую администрацию.

всего просмотров: 719

Оценка читателей: голосов 0

  1. Бондаренко О. Е. Население Коми края в конце XIX века (по материалам переписи 1897 г.) // Коми крестьянство в эпоху феодализма и капитализма: сб. науч. ст. Сыктывкар, 1989. С. 161—162.
  2. Савельев А. А. Юридические отношения между супругами по законам и обычаям великорусского народа. Нижний Новгород, 1881.
  3. Хорунжая Т. М. Женское движение в Республике Коми // Первые Сыктывкарские женские чтения «Женщина. Социальное развитие. Новые идеи»: сб. науч. ст. Сыкктывкар, 2016.
  4. Хорунжая Т. М. Зарождение основ женского движения в Коми АССР в первой половине XX в. Сыктывкар, 2007.
  5. Юкина И. И. Какие проблемы смогли решить российские равноправки? Что реально дало феминистское движение женщинам России? // Женское движение в контексте российской истории: сб. науч. ст. М., 1999.
Загрузка...
Вверх