Social entrepreneurship as a tool for solving social and political problems in modern Russia.
Social entrepreneurship as a tool for solving social and political problems in modern Russia.
Annotation
PII
S241328880000146-4-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Artur Vakhitov 
Affiliation: MPGU
Address: Moscow Pedagogical State University, Russian Federation, Moscow
Edition
5
Abstract
The article deals with the phenomenon of social entrepreneurship, its formation and emergence in Russia. Variants of definitions of the concept of social entrepreneurship are given and attempts of differentiation of the term are described. It also identifies groups of social and political problems in Russia and proposes a model for their solution through social entrepreneurship.
Keywords
political science, social entrepreneurship, elections, political technologies
Received
03.10.2018
Date of publication
17.12.2018
Number of characters
8565
Number of purchasers
1
Views
200
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf

To download PDF you should sign in

Publication content
1

Проблемы социального характера существуют с давних времен. Очевидно, что благодаря подобным случаям, возникала необходимость предпринимать действия регулятивного характера относительно возникших проблем. Как правило этим не всегда занималось государство. Из истории мы можем увидеть множество различных примеров, где альтруистично настроенные люди, осуществляли благотворительную деятельность, с целью достижения социальной модификации. По своей сути этот феномен выражает инициативное действие индивида по отношению к обществу, с целью решения общественно значимой проблемы. Данный феномен сегодня именуется как социальное предпринимательство. У кого-то может возникнуть вопрос: «В чем разница между социальным предпринимательством и традиционным, если и те, и другие руководствуясь одними и теми же принципами инициативности, осуществляют свою деятельность?». Основной ценностью традиционного предпринимателя является эффективное распоряжение ресурсами с целью преобразования продуктивности, а также обеспечение окупаемости и увеличения прибыли. Критерий успешности социального же предпринимательства, заключается в социальной отдаче, которую должна спровоцировать деятельность социального предпринимателя. Следовательно, социальное преобразование превалирует над материальными реализациями. Несмотря на то, что социальное предпринимательство проявляло себя с начала XVIII века, особое внимание этому явлению стали уделять со второй половины прошлого века. С тех пор происходит множество споров и разногласий относительно определения социального предпринимателя. Становление социального предпринимательства происходило параллельно эволюции традиционного предпринимательства, а это значит, что подход к социальному предпринимательству формировался исходя из трансформирующихся правовых норм и механизмов регулирования экономики. Сегодня же, в нашем капиталистически обустроенном обществе, понятие «предприниматель» ассоциируется ни с чем иным как с бизнесом. Автор классического определения социального предпринимательства, Грегори Диз, говорил о необходимости осмысления сущности социального предпринимательства на основе традиционной теории предпринимательства.1Но также были и критики настоящего подхода к рассмотрению термина, утверждавшие о возможности утраты аутентичного содержания в определении. В результате данного терминологического спора и попыток установки границ термина, образовались две школы в исследовании социального предпринимательства. Первые, представители американской школы, связывают общественную деятельность с экономическим аспектом. Для них социальное предпринимательство состоит из совокупности традиционного предпринимательства, внедрения инноваций и безусловно монетизации деятельности. Вторые же, представители европейской школы, обуславливают цель социального предпринимательства достижением социального эффекта, социальной отдачи, извлечение материальной выгоды не является обязательным критерием. По своей сущности идея подлинного социального предпринимательства ближе к взглядам вторых. В противном случае нет смысла считать традиционного предпринимателя социальным, если цель деятельности предпринимателя направлен на монетизацию, а не на модернизацию качества общества в целом. Подобная деятельность возможно и решает вопросы потребления нуждающихся групп населения, но в сухом остатке не отличается от традиционного предпринимательства. К сожалению, сегодня в России бизнес подобной формы, сегодня и характеризуется как социальное предпринимательство. Говоря о социальном предпринимательстве в нашей стране, стоит отметить, что в этом у нее достаточно интересная история. На основе отечественно опыта можно проследить трансформацию формирования российского подхода к социальному предпринимательству, где в истоках он очень напоминал подход представителей европейской школы. Одним из первых признаков проявления социального предпринимательства в России можно считать с момента основания Дома трудолюбия – «Предтеча». В XIX веке Иоанн Кронштадтский основал дом для нуждающихся в крове и каждому давал «труд, которым нуждающийся мог бы кормиться и одеваться». В Советское же время данная сфера была монополизирована государством, и возникновение социальной-значимой деятельности под эгидой предпринимателя было невозможным. Сама идея государства заключалась в формировании общества благосостояния. Фундаментальное изменение в подходе к социальному предпринимательству произошло с развалом СССР, когда в Россию проникли идеи либерализма и капитализма, идентичные модели США. Произошло заимствование подходов из американской модели, вследствие чего не состоялось полноценное формирование отечественной модели социального предпринимательства. На сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации нет четкого определения термина социального предпринимательства, соответственно деятельность данной сферы с правового контекста разграничена не должным образом. По этой причине не часто удается установить продуктивный диалог социальных предпринимателей и государства. Но тем не менее это не говорит о том, что социальное предпринимательство не рекомендовано в качестве метода для решения общественно важных задач в России, напротив, практическое применение данного инструментария катализирует развитие сферы и спровоцирует на корректировку в области права. Сфера социального предпринимательства привлекательна своей возможностью прямой коммуникации с населением и прямого креативного воздействия на общество. Тем не менее причиной большинства проблем в России является не соответствие заимствованных общественно политических институтов политической культуре населения. Подобное противоречие создает следующие группы проблем:

  • Правовая группа проблем;
  • Группа проблем властных отношений;
  • Группа проблем имущественных отношений;
  • Проблема просвещенности населения;
  • Группа проблем культурной составляющей.

В большинстве случаев все проблемы российской политики и общества базированы на вышеперечисленных группах, и являются симптомами функционирования институтов, возникших не естественным путем в общественно-политическом пространстве России. В связи с этим требуется устранение причин возникновения этих проблем. К сожалению, одного осознания недостаточно, так как все эти процессы действуют в рамках определенной политической системы. Необходим наиболее эффективный метод решения настоящих проблем. В данном случае ориентированное на социальную отдачу применение социального предпринимательства, имеет место для рассмотрения как политического инструмента. Прежде всего в этом должны быть заинтересованы лица, принимающие политические решения. Модернизация системы регулирования социального предпринимательства и поддержка социально значимых инициатив, исходящих от социальных предпринимателей, способна оптимизировать работу государственных организаций, стимулировать рост гражданского общества и укрепить рейтинг и имидж кандидата либо чиновника, от которого происходит данная инициатива. В сравнении с традиционными методами ведения предвыборных кампаний, социальное предпринимательство является наиболее эффективным, полезным и креативным. Затраты на аренду баннеров и плакатов дадут куда меньше полезного эффекта нежели затраты на социально ориентированные проекты. Как показывает практика, избиратели наиболее лояльны к кандидатам, с которыми как минимум они знакомы в рамках его деятельности, не стоит путать с личным знакомством. Благодаря социально ориентированным проектам под эгидой кандидата, возможен наиболее сильный политический эффект в результатах голосования, где будут решены проблемы электората и достигнута цель кандидата. К тому же это отличная возможность для студентов проявить себя в данной деятельности, что позволит приобрести опыт и сделает его более конкурентоспособным при трудоустройстве после окончания обучения. Для населения же, это возможность принять непосредственное участие в решении волнующих проблем. Завершая хотелось бы обозначить основные моменты, предложенные мной: необходимо правовое закрепление статуса и границ социального предпринимательства в России, данная сфера набирает популярность в нашей стране и соответственно будет востребована в законодательном регулировании; необходимо активное содействие представителей власти в деятельности социального предпринимательства, это позволит оптимизировать деятельность власти и улучшит ее имидж; и как говорилось раннее социальное предпринимательство может быть реальным инструментом решения социально-политических проблем.

1. Волкова М.С. Становление социального предпринимательства // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. - №5. – с.28
2