Hidden political potential of elite higher educational institutions: to the formulation of the problem
Hidden political potential of elite higher educational institutions: to the formulation of the problem
Annotation
PII
S241328880000235-2-1
Publication type
Thesises
Статус публикации
Published
Authors
Grigory Belousov 
Affiliation: MSU
Address: Leninskie Gory Street, 1, sector A, Moscow, 119234
Edition
5
Abstract
Elite higher education institutions play a key role in the secondary socialization of representatives of the national elite, since the knowledge and social capital acquired in the process of learning becomes key resources in their future professional activity. Despite the fact that the leadership of these educational institutions are often clearly aware of their political role, a number of specific problems directly related to the nature of the future activities of members of the elite remain insufficiently studied.
Keywords
political potential, higher education, education
Received
14.12.2018
Date of publication
07.02.2019
Number of characters
2589
Number of purchasers
1
Views
102
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf

To download PDF you should sign in

Publication content
1

Элитные высшие учебные заведения играют ключевую роль во вторичной социализации представителей национальной элиты, поскольку приобретаемые в процессе учёбы знания и социальный капитал становятся ключевыми ресурсами в их дальнейшей профессиональной деятельности1. Несмотря на то, что руководство этих учебных заведений нередко ясно осознаёт их политическую роль, ряд специфических проблем, напрямую связанных с характером дальнейшей деятельности представителей элиты, остаются недостаточно исследованными2. Среди этих проблем можно выделить следующие:

  1. Высшие учебные заведения являются пространством реализации скрытых экономических, символических и матримониальных практик, способствующих сохранению относительной гомогенности правящей элиты. «Супружеская связь оказывается одним из наиболее надёжных механизмов, имеющихся в распоряжении большинства обществ (в том числе и в современных), способных гарантировать воспроизводство социального и символического капитала, полностью сохраняя капитал экономический»3. Матримониальный дискурс является значимой частью студенческого дискурса, и исследование скрытой логики воспроизводства правящей элиты может пролить свет на негласные цензы в академической и профессиональной среде.
  2. Высшие учебные заведения являются пространством взаимодействия представителей различных этнических групп, в котором воспроизводятся этнополитические нарративы и закрепляются практики неформального квотирования мест в политических институтах4. Скрытая политика, направленная на преодоление межэтнических стереотипов и изменение существующих нарративов, могла бы превентивно решать проблему этнического предпринимательства.
  3. Любая программа высшего образования включает в себя элемент индоктринации, способствующий формированию «частичной идеологии»5. Сознательное культивирование специфического esprit de corps и подчёркивание социальной гомогенности (или отказ от них) напрямую сказываются на степени интеграции национальной элиты6. Будущие представители элиты зачастую не обращают внимания на идеологемы, стоящие за скрытой доксой получаемого знания. Это требует постановки вопроса о сознательной работе с политическими подтекстами преподаваемых курсов.

Таким образом, экспликация и использование скрытого политического потенциала элитных высших учебных заведений требует сознательной работы со скрытыми матримониальными, этнополитическими и идеологическими практиками. Результатом такой работы может стать достижение больше степени интеграции национальной элиты и повышение политической сознательности отдельных её представителей.

1. Тев Д.Б. Элитное образование как канал рекрутирования властных групп: зарубежный опыт // Социологические исследования. 2015. №9 (377). С. 104, 107, 109.

2. Аузан А.А. Миссия университета: взгляд экономиста // Вопросы образования. 2013. №3. С. 285-286.

3. Будье П. Социология социального пространства. - М., СПб: Институт экспериментальной социологии, Алетейя, 2007. С. 111.

4. Панов П.В. Этничность и распределение властных позиций в полиэтническом обществе //Российский Кавказ: проблемы, поиски, решения: Научное издание / Под общ. ред. Р.Г. Абдулатипова, А.-Н. З. Дибирова. М.: "Аспект-Пресс", 2015. С. 154-157. 

5. Гуторов В.А. Политическая элита и политическое образование в современной России // Власть и элиты. - 2014. - Т. 1. - С. 211-212, 214.

6. Хартманн М. Два типа биографии элиты: возможности для эмпирического анализа // Властные структуры и группы доминирования: Материалы десятого Всероссийского семинара «Социологические проблемы институтов власти в условиях российской трансформации» / Под.ред. А.В. Дуки. –СПб.: Интерсоцис, 2012. – С. 11, 39.

References

1. Будье П. Социология социального пространства. – М., СПб: Институт экспериментальной социологии, Алетейя, 2007. – 288 с.

2. Гуторов В.А. Политическая элита и политическое образование в современной России // Власть и элиты. – 2014. – Т. 1. С. 207-223.

3. Панов П.В. Этничность и распределение властных позиций в полиэтническом обществе // Российский Кавказ: проблемы, поиски, решения: Научное издание / Под общ. ред. Р.Г. Абдулатипова, А.-Н. З. Дибирова. М.: "Аспект-Пресс", 2015. С. 148-158.

4. Тев Д.Б. Элитное образование как канал рекрутирования властных групп: зарубежный опыт // Социологические исследования. – 2015. – №9 (377). С. 102-110.

5. Хартманн М. Два типа биографии элиты: возможности для эмпирического анализа // Властные структуры и группы доминирования: Материалы десятого Всероссийского семинара «Социологические проблемы институтов власти в условиях российской трансформации» / Под. ред. А.В. Дуки. – СПб.:Интерсоцис, 2012. С. 10-39.